Arms
 
развернуть
 
: 392005, г.Тамбов, ул. Астраханская, военный городок 1, строение 1/15
Тел.: (4752) 48-79-40 (приемная), 48-79-37 (канцелярия)
tgvs@usdtambov.ru tgvs10@mail.ru tgvs.tmb@sudrf.ru
схема проезда
: 392005, г.Тамбов, ул. Астраханская, военный городок 1, строение 1/15Тел.: (4752) 48-79-40 (приемная), 48-79-37 (канцелярия)tgvs@usdtambov.ru tgvs10@mail.ru tgvs.tmb@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 25.07.2022
Интервью с делегатом IX Всероссийского съезда судей – Председателем Тамбовского гарнизонного военного суда Николаем Петровичем Калининым.версия для печати

 

Своими мыслями, впечатлениями от IX Всероссийского съезда судей и ожиданиями от предстоящего X Всероссийского съезда судей поделился председатель Тамбовского гарнизонного военного суда Н.П. Калинин.

Николай Петрович Калинин - председатель Тамбовского гарнизонного военного суда с июля 2013 года. В 1988 году закон­чил военно-юридический факультет Во­енно-Краснознаменного института МО СССР. За его плечами работа членом военного трибунала Душанбинского гарнизонного суда Средне­азиатского военного округа (1988-1994 гг.), 19 лет работы заместителем председателя Рязанского гарнизонного военного суда (1994-2013 гг.). Имеет 28-летний стаж судейской рабо­ты, 5 квалификационный класс, почетные звания - «Ветеран военной службы», «Ве­теран боевых действий». Награжден медалями - «За безупречную службу» I, II, III степеней; «За отличие в во-инской службе» I степени; «За воинскую до¬ блесть» II степени; «За служение закону»; «70 лет Вооруженных сил СССР»; «За заслу­ги перед судебной системой Российской фе­дерации» II степени и «150 лет судебной си­стемы России», «Московскому окружному военному суду - 85 лет. За заслуги».

 

Николай Петрович, скажите, как Вы выбрали путь работы в судебной системе?

 

- В 1988 году, после окончания военного факультета Военного краснознаменного института (ныне Военный университет министерства обороны) я был направлен по распределению членом военного Трибунала Душанбинского гарнизона. С того момента и начался мой путь служения правосудию.  Выбрал я его не только как свою профессиональную сферу, а как трудный и в то же время почетный жизненный путь.

 

Какой отпечаток наложила Ваша профессиональная деятельность на Ваш характер?

 

- Могу точно сказать, что ни склад характера, ни темперамент в данном случае не являются определяющим в нашей профессии. Со временем появляется всё большая любознательность, стремление расширять кругозор и познавать новое.

 

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать судья?

 

- Прежде всего, профессионалом с большой буквы, организатором, талантом. Вместе с тем его должна отличать человечность. Перефразируя «человек - есть мера всех вещей», можно сказать, что мерило профессиональной состоятельности судьи - его бережное отношение к людям. Судья должен обладать психической стабильностью, умением принимать взвешенные решения, иметь острую потребность в справедливости, как для себя, так и для окружающих.Человек пришел в суд за справедливостью. И очень важно не разочаровать его, ведь суд - последняя инстанция для решения конфликта, что подразумевает и высокий статус судьи. Отсюда и особые требования к нему, его профессиональным и личностным качествам. Он должен быть эталоном, причем не только на работе, но и в обществе, семье. Обсуждая качество отправления правосудия, сроки рассмотрения дел, процент пересмотренных и измененных решений, мы понимаем, что за этими сухими формулировками — судьбы людей, их боль и надежда. Но этого мало. Необходимы продуманные и убежденные решения с учетом всех обстоятельств и мелочей. Труд судьи — тяжелый и ответственный. Ошибаться он не имеет права, потому что рискует погубить человека. Слуга Фемиды должен отвечать требованиям, которые предъявляет ему Конституция, Конституционные законы «О судебной системе РФ», «О статусе судей в РФ» и Кодекс судейской этики. На этих трех «китах» и зиждется звание судьи.

 

Какие проблемы существуют у судов?

 

- Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также обеспечение возможности участия граждан в проведении открытых судебных заседаний; проведения закрытых судебных заседаний; участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса; тайны совещаний судей, присяжных заседателей; допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность; воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания; надлежа¬щего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях; надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой МВД РФ соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел; надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; хранения и осмотра вещественных доказательств; ознакомления с материалами дел для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда; архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел; организации работы с юридической литературой; получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования. В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции, приобретению зданий судов, а также обеспечение зданий судов средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными. Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами. Необходимо реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями, свободными от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности.

 

Расскажите о проблемных сторонах, которые имеют место в войсковых частях, а также наиболее актуальных проблемах, связанных с нарушением прав и интересов военнослужащих?

 

- Проблемным является вопрос ненадлежащего оказания услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ. Здания МО РФ во многом устарели и приведены в негодность, несколько лет такой же эксплуатации приведет к их полному разрушению. Заключенные МО РФ государственные контракты не находят отражения в практическом улучшении состояния военных городков. Одной из причин не надлежащего исполнения государственных контрактов является субподряд, в данной ситуации он заключается в перекладывании АО «ГУ ЖФ» и АО «ГУ ЖКХ» задач связанных с исполнением своих обязанностей, на сторонние организации, которые не в состоянии справиться с поставленными задачами, не имеют специализированной рабочей силы и необходимых технических средств. Кроме того, выявляются многочисленные нарушения ведения служебного времени, нарушений прав военнослужащих на отдых. Служебное время, плавно переходящее изо дня в день, зачастую прихватывающее выходные и праздничные дни, стало нормой в воинских подразделениях. Командиры, привлекающие офицеров, иные категории военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, зачастую злоупотребляют своими правами, грубо нарушают права самих военнослужащих. Нарушения начинаются с отсутствия в большинстве подразделений, как показывает практика, соответствующего Журнала учета служебного времени, которое сверх установленного военнослужащий потратил на решение вопросов военной службы по необходимости. Обязанности вести подобный журнал и его форма прописана в Положении о порядке прохождения военной службы. Тот же порядок учета служебного времени требует от военнослужащих по контракту подтверждать подписью правильность ведения записей учета. Нет журнала, нет подписей - значит, военнослужащий не привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной нормы еженедельного служебного времени, или не участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и, следовательно, не имеет права требовать дополнительных суток отдыха, отпуска и пр. Зачастую командованием частей не уделяется достаточного внимания указанным вопросам, что способствует увеличению количества жалоб военнослужащих о восстановлении нарушенных прав. По прежнему, актуальной остается проблема обеспечения военнослужащих служебными и постоянными жилыми помещениями. Указанная проблема существует достаточно давно. Государство взяло на себя предоставление жилья военнослужащим по контракту с достойными бытовыми условиями, в качестве обязанности. Вместе с тем, как показывает практика территориальными отделениями Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации зачастую необоснованно принимаются решения, нарушающие права военнослужащих на обеспечение жильем.

 

Расскажите о своих впечатлениях от IX Всероссийского съезда судей?

 

- Лично я испытал огромную гордость, так как участвовать в обсуждении главных вопросов – это большая честь и ответственность. Быть делегатом такого высокого форума это огромное доверие коллектива. Являясь членом Совета судей Тамбовской области, не понаслышке знаешь, какая масштабная работа проводится Верховным судом РФ и Советом судей РФ.

 

Какие надежды Вы возлагаете на предстоящий X Всероссийский съезд судей?

 

 

- Всероссийский Съезд судей является высшим органом судейского сообщества и вправе принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества. На этом съезде будут заслушаны отчеты Совета судей России и Высшей квалификационной коллегии, избраны новые составы этих высшим органов судейского сообщества. Безусловно, хотелось бы, чтобы в их состав вошли достойнейшие судьи.

       Если в настоящее время вопросы материально-технического оснащения судов не стоят так остро, как это было несколько лет назад, то проблемы мировых судей, вопросы назначения федеральных судей, и я думаю, совершенствования процессуального законодательства, связанного с дальнейшим утверждением принципа состязательности, будут предметом внимания делегатов Съезда.

Одна из проблем практически всех судов - исполнение судебных решений. Этот вопрос, скорее всего, будет подниматься на Съезде судей. Проблема состоит в том, что суд и служба судебных приставов, обязанных исполнять судебные решения, - разные структуры, между ними нет взаимосвязи. Необходимо разработать более детальный механизм их функционирования, четко разделить полномочия суда и полномочия исполнительных органов. А то ведь что получается: идет гражданин к исполнителям, они нередко дают отписки, не ведут должного контроля. Исполнительный лист направили - и на этом дело закончено. Люди приходят к нам, пишут запросы - приходится работать за приставов. Если в течение нескольких месяцев не поступает ответа от должностных лиц, посылаем повторный запрос, если опять ответа нет - обращаемся в вышестоящую инстанцию.

Кроме этого, по моему мнению, на Съез­де необходимо обсудить и обра­титься с законодательной ини­циативой по укреплению роли судьи при осуществлении право­судия. В частности, судье могут быть предоставлены более дей­ственные полномочия по приня­тию мер к нерадивым адвокатам и свидетелям, которые, ни для кого не секрет, зачастую по на­думанным поводам не являются на процессы,чем необоснован­но затягивают сроки рассмотре­ния дел.

Хотелось бы, чтобы Съезд об­ратил внимание на роль прокура­туры в жизни граждан и общества в целом, ответственность проку­рорских работников за качество работы. В существующей ныне систе­ме статус прокурора сильно за­нижен, что напрямую сказывает­ся на качестве поступающих в суды дел, а, следовательно, и на качестве нашей работы, от ко­торой зависит вера людей в пра­восудие. При выявлении грубых нарушений закона со стороны прокурорских работников, случа­ев халатности с их стороны, у суда остался лишь один дей­ственный механизм реагирова­ния - путем вынесения частного постановления. Однако, как по­казывает практика, это не все­гда приводит к желаемому ре­зультату.

Также необходимо создать орган, состоящий из членов су­дейского сообщества, который мог бы давать правовую оценку нормативным актам, напрямую затрагивающим правопримени­тельную деятельность. Пока та­кого органа не существует, в за­коны, не успев их принять, сразу вносят изменения - как это было, например, с уголовно-про­цессуальным кодексом.

И еще раз напомню о том, что роль судьи в нашем обществе ук­реплять необходимо, поскольку его независимость на практике зачастую заканчивается при воз­никновении проблем жизненного характера. И решать эти пробле­мы нужно опять же путем обра­щения к властным структурам. Если этого не сделать, говорить о независимости и беспристра­стности суда бесполезно.

Другие важные вопросы:

 

       - Продолжить работу в направлении декриминализации отдельных составов уголовно-наказуемых деяний, так как ежегодно в структуре рассматриваемых российскими судами дел дела о преступлениях небольшой тяжести занимают около 55%. Необходимо ли это государству — обязательно применять меры уголовного наказания в отношении лиц, которые впервые оказались перед судом, за преступления небольшой тяжести? Следует ли решать вопрос о назначении им уголовного наказания? Я полагаю, что так поступать нельзя. Надо гражданину дать возможность осмыслить свои действия. Последствия

уголовного наказания очень тяжелы в социальном плане. Штраф, обязательные и исправительные работы, которые сегодня широко применяются за преступления небольшой тяжести, не идут ни в какое сравнение с последствиями судимости. Такая отметка в биографии нередко является препятствием для выезда за границу, получения кредита, наконец, поступления на хорошую работу не только для самого осужденного, но и членов его семьи. К сожалению, немало случаев, когда сам факт судимости за преступление, не представляющее большой общественной опасности, влечет значительно более тяжелые последствия для человека, чем уголовное наказание, назначенное судом.

-        Необходимо предусмотреть такие условия привлечения лиц к уголовной ответственности, которые не позволят тратить значительные материальные и кадровые ресурсы на уголовные дела, не имеющие судебной перспективы.

- Требует совершенствования и дополнительного нормативного регулирования деятельность по переводу архивов судебных документов в электронный вид и дальнейшее формирование электронных архивов. Во взаимосвязи с этим вопросом необходимо создание электронных и объединенных архивов, что требует участия федерального законодателя в решении проблемы передачи судебных дел постоянного срока хранения на государственное хранение в архивохранилища государственных архивных учреждений субъектов Российской Федерации.

-        Необходимо принятие мер по установлению ответственности лиц за не процессуальные обращения к судьям, по активной информационной защите судей и ответственности лиц за необоснованные, огульные обвинения судебной системы с использованием различных мер, в том числе повышения правовой культуры населения;

-        Проблема недоукомплектованности штата суда, которая влечет за собой повышенную нагрузку на судей, последствия от чего могут выражаться в качестве выносимых судебных решений и нарушении сроков рассмотрения дел.

       

        Немаловажным также является вопрос несоответствия материального обеспечения работников аппарата судов, как квалифицированных специалистов.

 

 - Хотелось бы пожелать всем участникам Съезда высокого профессионализма, новых успехов, умения находить верное и справедливое решение и получать глубокое удовлетворение от их повседневной деятельности.

 

опубликовано 25.07.2022 17:37 (МСК)